Синдром дефицита внимания и гиперактивности

В разделе: Здоровье | Дата публикации: 25.06.2018

В результате проведенных R.A. Barkley нейрофизиологических исследований у детей с СДВГ выявлены отклонения в развитии фронтальных отделов коры больших полушарий, базальных ганглиев и мозжечка, также наблюдается дефицитарная работа ретикулярной формации и вестибулярного аппарата.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течении 5-15 минут.

Такие дети имеют «мерцающее» сознание, могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности.

Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречия. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

Если мы рассматриваем причины СДВГ, то по результам Н.Н. Заваденко возникновение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период беременности и родов встречается в 84% случаев, генетические причины — в 57% случаев, негативное действие внутрисемейных факторов — в 63 % случаев.

Среди всевозможных причин возникновения синдрома на нейропсихологическом и биологическом уровнях также отмечают снижение процессов метаболической активности в определенных участках мозга, дефицитарность нейромедиаторных сетей, обеспечивающих функциональные взаимосвязи на уровне среднего мозга и лимбической системы, а также дисфункцию неспецифических активационных механизмов.

Е.А. Осиновой и Н.П. Панкратовой, в результате лонгитюдного исследования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в возрасте от 5 до 9 лет, было выделено 4 варианта отклонений высших психических функций у детей с СДВГ, 3 из которых связаны с дефицитарностью базальных структур мозга.

Несколько фактов о базальных ганглиях: когда мы находимся в состоянии покоя, базальные ганглии находятся в активном состоянии и обладают сильным ингибирующим (подавляющим) воздействием над нашими движениями. Когда мы решим начать движение, моторная кора посылает сигналы базальным ганглиям, чтобы они уменьшили этот эффект ингибирования. Чем быстрее мы движемся, тем меньшее влияние оказывает ингибироваванный эффект базальных ганглиев; Базальные ганглии на протяжении всей жизни осуществляют контроль над постуральными рефлексами, рефлексами движения, которые развиваются на основе ингибирования примитивных рефлексов).

Роль ГАМК. ГАМК – тормозной медиатор. Установлено, что не менее одной трети нейронов мозга продуцируют ГАМК. Дефицит ГАМК обусловлен гибелью нейронов полосатого тела (структуры базальных ганглиев), синтезированная ГАМК не преодолевает гемато-энцефалический барьер.

Как результат всего этого, нам остается сделать акцент на том, что дети с сидромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия. Две мировые программы, которые доказали свою эффективность в работе с такими детками — это Бломберг терапия ритмичными движениями и Мозжечковая стимуляции Френка Бельгау.

Тренировка ритмическими движениями. Доктор Г. Бломберг – шведский психиатр, который более 20 лет работал с детьми с особенностями, — разработал программу тренировки ритмическими движениями, которая помогает стимулировать созревания мозжечка и базальных ганглиев.
Ведёт семинар Eva Johansson и Nina Floréus (Швеция).

Продолжительность программы – от 6 месяцев до 2 лет. Упражнения подобраны так, чтобы улучшить симметрию, мягкость, плавность и координацию движений. В этих упражнениях большую роль играет ритм. Результат занятий – улучшение поведения и способностей к обучению.

Развитие вестибулярной системы. Мозжечковая стимуляция. Курс направлен на развитие функций мозжечка и базальных ганглиев, которые принимают активное участие не только в координации движений, но и в процессах развития речи и общей способности к обучению.

Похожие статьи





Популярные
Календарь беременности
Полезный сервис для мамы
Опрос мамочек
  • Сколько лет вашему ребенку?

    Смотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...