Развитие речи ребенка необходимо начинать с самого раннего детства, постепенно пополняя его словарный запас.
В трёхлетнем возрасте словарный запас ребёнка должен составлять от пятисот слов и выше, предложения должны уже состоять из трёх и более слов. Он должен быть в состоянии назвать своё имя, возраст, пол. Частые вопросы должны быть нормой, не должно вызывать труда назвать форму и цвет предмета. Ребёнок уже должен договаривать звуки, слоги, слова.
К четырём года словарь должен уже состоять из одной тысячи пятисот слов и более. Предложения становятся сложными, из 4-5 и более слов. Правильно применяет прошедшее время.
Ну, а к пяти годам словарный запас должен быть уже около трёх тысяч слов. Предложения, произносимые ребёнком, состоят из пяти-шести слов, он знает и может сказать свой адрес, способен к пересказу. Знает простые антонимы, использует в общении прошедшее, настоящее и будущее времена. В этом возрасте ребёнок уже должен уметь считать до десяти, знать назначение предметов, из чего они сделаны.
Если же вы замечаете, что речь ребёнка отстаёт по каким-либо параметрам, то, видимо, настала пора заняться развитием речи ребенка. Мы не говорим о тех проблемах, которые должны решать специалисты – логопеды и психологи.
Как же можно развивать речь ребёнка?
Лучше всего это делать в игровой форме. Вот несколько таких игр:
— описание. Можно использовать картинку чего-нибудь, какой-либо предмет. И предлагается ребёнку по очереди со взрослым называть прилагательные, описывающие предмет или изображение.
— провокация, или неправильная сказка. Суть заключается в том, что взрослый, читая хорошо известную ребёнку книжку, нарочно ошибается, применяя не те слова. Ребёнок должен внести исправления и сказать, как было на самом деле.
— потерянные строки. Опять же читаем хорошо известную ребёнку сказку или стишок. И в какой-то момент «забываем» слова, просим ребёнка напомнить их и досказать сказку или стихотворение.
— профессии. Взрослый, называя слово, обозначающее какую-то профессию, просит ребёнка описать, что делает человек этой профессии.
— цвета. Задачка на соответствие цветов предметам. Взрослый называет цвет, а малыш должен назвать как можно больше предметов этого цвета. «Белый – снег, потолок, берёзка, зубки, холодильник, ванна…»
Подобные игры можно придумать и самому. Дерзайте. И помните — эти игры будут способствовать не только развитию речи ребёнка, но и всестороннему его развитию.