Методика Марии Монтессори предполагает принципиально иной способ овладения чтением. Это не метод целых слов и не буквослагательный. В своей методике она подчёркивает значение орфоэпически правильного прочтения написанных слов. А значит, и определения голосом (ли внутренним голосом) ударного гласного звука. Отводится важное значение смыслоразличительной роли ударения в слове.
1. Материал:
— набор таблиц для гласных звуков русского языка;
— набор карточек с изображением знакомых ребёнку предметов, в названиях которых надо определить ударный гласный.
Как работают с материалом:
Ребёнок раскладывает на рабочем столе таблицы с изображением гласных звуков. Затем он берет каждую картинку и произносит вслух или про себя название изображённого на ней предмета. Он определяет, какой из гласных в слове звучит наиболее долго и кладёт картинку в соответствующий квадрат таблицы.
Если картинки заняли свои места в таблицах-задание выполнено. Контроль осуществляет учитель.
2. Материал:
— в корзинке находятся маленькие игрушки и картинки с изображением предметов;
— карточки цифрами: 1, 2, 3
Как работают с материалом:
Ребёнок выкладывает под этими карточками игрушки так, чтобы в одном ряду оказались слова с ударением на первом слоге, во втором — на втором, а в третьем — на третьем.
1 кукла чайник кубик
2 ведро машина трапеция
3 паровоз самолет треугольник
1. Учитель предупреждает детей, что в словах на карточках ударный гласный обозначается надстрочной палочкой. Но в некоторых словах эта палочка стоит неправильно. В каких? На карточках могут быть написаны, например, такие слова: КОРАБЛЬ, ВЕРЁВКА, ЛЕПИТЬ, СИНИЙ, СНЕЖОК.
2. Учитель показывает ребёнку одну за другой несколько карточек и предлагает прочесть слова, написанные на них, по — разному расставляя ударения: ДИВАН, СУМКА, БАЛКОН, ПАРУС, БОТИНКИ, КНИЖКА.
Детям нравится это упражнение, они обычно смеются, когда произносят слово с неправильным ударением. Спонтанно они ещё раз упражняют своё внутренне чувство языка.