Педагогика как наука за последнее десятилетие ушла далеко вперед. Изменились не только методики и подходы, но само понятие возрастной нормы. Оказалось, человеческий потенциал богаче, чем считалось ранее. Поэтому и детей сейчас начинают развивать с самого рождения, чтобы не упускать благоприятный период.
Зачем развивать ребенка раннего возраста
Новаторские методики предлагают совершенно иной подход к обучению. Раньше интенсивно заниматься с дошкольником начинали перед поступлением в школу. Сейчас считается, что ум тоддлеров в возрасте 1-3 лет гораздо пластичнее. Через игру и коммуникации малыш обретает новые знания и умения. Важно создать благоприятную среду, в которой дети могли бы жить и развиваться, не испытывая давления со стороны значимых взрослых.
Какие виды восприятия малышей стоит развивать буквально с рождения:
- Зрительное.
- Слуховое.
- Пространственное.
- Тактильное.
- Обонятельное.
- Вкусовое.
Дети должны быть окружены объектами разных цветов, размеров, форм, текстур. Для создания обучающей среды используют пособия, книги с яркими картинками, большими буквами, кубики Зайцева, пирамидки, сортеры.
Малышу нужно предлагать игры с водой, песком, камешками, фасолью, бусинами. Так он в обучающей форме познает свойства предметов, узнает, что они могут по-разному звучать и отличаться на вкус. Развивающие занятия для малышей от 1 года в студии обязательно нужно совмещать с домашним обучением. Процесс развития должен быть постоянным и непрерывным.
Как не допустить ошибок
Дети в возрасте от года до трех привыкают к заведенному порядку вещей, а изменение распорядка вызывает тревогу, лишает чувства безопасности. Поэтому с самого начала нужно выбрать одну методику и следовать ей.
Малышу не нужно много пособий. Лучше приобрести одно-два, но использовать их максимально полно. Если ребенок не справляется, стоит упростить задачу, снизив нагрузку.
Если сыну или дочери не хватает общения, запишитесь на совместные занятия в центр раннего развития для детей. Коммуникация с родителями крайне важна, но не менее необходимо общение с ровесниками. Если нет братьев или сестер, а ребенок не посещает никакие учреждения, общаться со сверстниками он может только на детской площадке. Желательно совмещать прогулки (эпизодическое общение) с групповыми занятиями в центре (постоянный коллектив).
У детей очень пластичная психика. И если предложить им освоить какой-то навык раньше возрастной нормы, в большинстве случаев не возникнет сложностей с обучением. Но это вовсе не значит, что нужно с двух лет усаживать за букварь. Пересыпание круп и лепка из пластилина не менее важные занятия: понимание того, как устроено целое и части и развитие мелкой моторики станет благодатной основой для развития речи и письма в не меньшей, а то и большей, степени.